Московская область,
г.о. Подольск,
с. Сынково

Конференция «1917–2017: уроки столетия»

9 декабря   в г.о. Подольске в Лицее № 26 состоялась совместная конференция   педагогов, священнослужителей Подольского благочиния и школьников подольских школ в рамках проходящих  XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений.   Тема нынешних Чтений звучит так: «1917–2017: уроки столетия».   В актовом зале лицея были представлены творческие работы детей, посвященных Рождеству Христову и теме Православия. В начале работы конференции с вступительным обращением к присутствующим выступила председатель Комитета по образованию Администрации г.о. Подольск  Фролова Н.В.

 В ходе работы Чтений прозвучали доклады священников и учителей Подольских школ, в которых поднимались различные аспекты духовной и образовательной деятельности. Настоятель храма Иоанна Богослова с.Сынково протоиерей Александр Харламов открыл конференцию докладом «О, пожалуй, самом главном уроке прошедшего века». (текст доклада читайте ниже)


Между докладами выступали дети, занявшие первые места в творческих конкурсах, проходивших в школах в рамках 14 городских Рождественских образовательных чтений. В конце всех выступлений Фролова Н.В. ещё раз поздравила   участников Чтений, поблагодарила за труды и вручила благодарственные грамоты отличившимся педагогам и ученикам.


С заключительным словом выступил  Благочинный церквей Подольского округа протоиерей Олег Сердцев и пожелал всем собравшимся Божией помощи в трудном, но благодатном деле воспитания наших детей и молодёжи. Также он вручил Благодарственные грамоты от Подольского Благочиния учителям и творческим коллективам, победившим в творческих конкурсах.

dsc_0986


dsc_0996


dsc_1004


dsc_1109


О, пожалуй, самом главном уроке прошедшего века

Тема, заданная Рождественскими чтениями многозначна и, пожалуй, необъятна. И каждый из выступающих, очевидно, будет говорить о тех уроках прошедшего столетия, которые близко отозвались в его душе. Хотелось бы и мне сегодня поделиться мыслями, созревшими в уме и сердце за сознательные годы своей жизни.

 Сегодняшние дети и молодёжь, рожденные в 90е годы прошлого века и позже, ничего не знают ни о построении светлого будущего под названием коммунизм, ни о руководящей роли коммунистической партии в Советском Союзе, да и страны-то такой, Советский Союз, «где так вольно дышит человек», не знают.

И поэтому им конечно не с чем сравнить жизнь в современной России. Но люди постарше, заставшие пионерию и комсомолию, школьные сборы макулатуры и майские демонстрации, очереди за колбасой и бесконечные обещания, что скоро у нас всё будет хорошо, сравнивая со всем этим сегодняшнее житьё-бытьё, по разному оценивают наше прошлое.

Кто-то беспощадно ругает и мажет его черной краской, вспоминая гонения на Церковь и инакомыслящих, политические репрессии, разрушение традиционного крестьянского уклада и вместе с ним и всего крестьянства, как хозяина земли, тотальную цензуру в культуре и весь идеологический диктат партийно-государственной машины, превращающий человека в бездушного винтика этого молоха.

Другие с тоской вспоминают советские времена, или Сталинские с железным порядком, или   Брежневские, время так называемого застоя, когда у людей была уверенность в завтрашнем дне, когда о безработице и забастовках мы с слышали лишь в передаче «Международная панорама», рассказывающей о загнивающем западе. Когда хорошая медицина, в общем-то, была доступна многим, когда в обществе не было кричащего разделения на сверх богатых и нищих, когда наших детей не развращали СМИ, а наоборот, воспитывали на положительных примерах. Вспомним наши замечательные и художественные и мультипликационные фильмы. Многому доброму можно было научиться через них.

А, главное, люди были всё-таки другими, больше в обществе было милосердия и меньше циничного расчёта и бездушия.

Так как же оценивать прошедшее столетие? Всё плохо или всё хорошо? Хочу поделиться с Вами своими размышлениями.

1917 год. Октябрьский переворот. Страшный год перелома русской истории. Начало разжигания классовой ненависти, братоубийственной гражданской войны,  оголтелого ниспровергания нравственных устоев. Два с половиной довоенных десятилетия борьбы власти со своим народом за его же «светлое будущее». И как же это могло случиться, что небольшая часть русского, как считалось, православного, то есть христианского, народа остервенело рушила храмы и расстреливала верующих и инакомыслящих, и лишь немногие находили в себе силы сопротивляться этому разгулу сатанизма, а другая, бОльшая часть этого народа, дрожала, боясь ареста, или писала доносы, изобличая в своих соседях и сослуживцах врагов народа? Значит что-то ненормальное творилось с нашими дедами, если с ними произошло такое помрачение.

Так в чем же причина всей этой русской трагедии? Прежде всего – в оскудении христианского духа. Ещё в XIX веке лучшие сыны России били в набат, говоря о нарастающей обмирщённости православных людей, говоря о том, что от Православия остаётся всё более форма, обрядовость, и христианского горения сердца встретишь далеко уже не у всех так называемых православных. И именно поэтому, небольшая группа «бытоулучшителей», как называл грядущих большевиков преп. Серафим Саровский, смогла так легко соблазнить обещаниями «царства материального изобилия» большую часть русского народа.

К сороковым годам в Советском Союзе с религией, и прежде всего с Православием, возвещающем о Царстве Божием которое внутри человека, о Царстве любви, предполагали покончить навсегда. Но грянул гром с небес, и русский мужик перекрестился. Война. Страшная. Жестокая.

И вот наши люди вдруг показали свои самые лучшие христианские качества. Любовь и верность, самопожертвование и великое терпение. По сути, христианский дух проснулся в нашем народе. Ведь не случайно же, что при переписи населения в 1937 году более половины граждан СССР не побоялась назвать себя верующими. И это после таких жестоких гонений на Церковь!

И если бы не этот христианский дух, то невозможно было бы одолеть превосходящего в военной мощи страшного врага.

И поэтому можно сделать вывод, что все великие свершения советского народа и до, и во время, и после войны были возможны лишь потому, что христианство оставалось, скажем так, в его генетической памяти. Ведь понятия о добре и зле, правде и кривде, благородстве и подлости, закладываемые в детском возрасте, были по сути христианскими. Сказалось более чем 900- летнее воспитание русского народа Православной верой. А большевики только использовали этот людской потенциал, эксплуатировали его, втискивая в прокрустово ложе своих безбожных коммунистических лозунгов.

Всем восхваляющим Ленина и Сталина хочу задать вопрос: что уникального положительного принесла в Россию коммунистическая идеология, чего бы не знало Православие? Ничего! Даже моральный кодекс строителя коммунизма был списан с христианских заповедей!

Святые отцы называют дьявола обезьяной Бога. Сам он ничего творить не может, а только лишь карикатурно копирует Божие творение. Так же сатана попытался скопировать и Православие. Вспомним, что у коммунистической идеологии была своя «церковь» - партия, «священное писание» - Манифест коммунистической партии и тому подобные сочинения, была идея о «царстве Божием» - светлом коммунистическом будущем, свои «соборы» - партийные съезды, с распеванием Интернационала – пародия на литургию. Были свои «крестные ходы» с образами – демонстрации с портретами вождей. Даже «нетленные мощи» в мавзолее. По сути, была создана псевдорелигия.

И вот мы видим, что к концу 80-х годов она обанкротилась. Почему? Да потому что в основе её не стояла Истина, объективная реальность, т.е. Бог, Который есть Любовь. Пока старшее поколение было живо, оно  передавала своим детям, по сути, христианские понятия о добре и зле. Но бабушки и дедушки умирают, и их дети, не имея подпитки своего духа в Православии, все более оскудевают в христианской любви. Все больше бездушия и цинизма появляется в обществе. Всё больше человека оценивают по имеющимся у него материальным благам, а не по духовным качествам.

И дикие, лихие 90-е годы, с распадом страны, экономики, образования и медицины, с резким подъёмом уровня алкоголизма, наркомании и преступности, с всеобъемлющим растлением нашего  народа и его духовной и физической деградацией являются закономерным итогом безбожного советского прошлого.

Мне представляется, что нашу страну в 20 веке можно сравнить с автомобилем, у которого на полном ходу кончился бензин. По инерции он ещё едет некоторое время, потом останавливается и начинает ползти назад, под откос. Прежний потенциал выработан, а нового ускорения задать нечем. И никакие искусственные «ускорения и перестройки», стремления к рыночной экономике и построение правового государства ситуацию не спасут, потому что если человек в этом государстве бессовестен и безответственен, если он тщеславен, лжив и эгоистичен, то он может пойти на любую хитрость и подлость и обойти самые совершенные законы.

Сейчас руководство страны обращает пристальное внимание на воспитание патриотизма в подрастающем поколении. Замечательно. Но если не воспитывать в детях христианских духовных качеств, таких как великодушие, терпение, смирение своей гордыни, жертвенность ради ближнего, а поощрять в них подчас болезненное самолюбие и тщеславие, потакать всем их греховным привычкам, то мы воспитаем в них эгоистов, которым абсолютно будут безразличны и страна, в которой они живут, и её будущее. А от патриотизма останутся только лозунги и формальные мероприятия. А уж формализмом-то в советские годы мы наелись по уши…

Тема сегодняшних Чтений: «Уроки столетия». Так вот, как мне кажется, самым главным уроком для нашей страны является подтверждение слов, сказанных Христом Спасителем 2 тысячи лет назад:

 всякого, кто слушает слова Мои   и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

   и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

   А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

   и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Пора бы нам всем понять, что пока мы будем строить дом своей души, свои семьи и государство на чем угодно, только не на объективных духовных законах жизни, т.е. на заповедях Христовых, то какую бы Вавилонскую башню мы не возвели, падение её будет великим. Дай нам Бог мудрости.





Сегодня